Статья




Воспитание социальной активности старших школьников
Выполнила Капаева Марина

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема социальной активности школьников. Рассматриваются период старшего подросткового возраста и личность подростка. Так же представлены анализ уровня социальной активности и опрос на виды нематериальной мотивации. В качестве примера социальной активности взяты волонтерская деятельность и заведения внешкольного образования.

Ключевые слова: социальная активность, социализация подросток, волонтёрская деятельность, внешкольное образование.

На современном шаге развития социальных отношений одним из важных вопросов является воспитание социальной активности старших школьников. Возрастная категория выбрана не с проста. Подростковый период – это период становления личности и перехода во взрослую жизнь. Кроме того, следующий этап жизни подростка- это юность, на протяжении этого этапа ставятся важные жизненные задачи, например, самоопределение. Поэтому, чтобы подростку было легче взойти на более высокий этап – этап взрослости, ему нужно обладать определенными качествами, такими как: самоконтроль, ответственность, умение налаживать контакт, которые помогут ему в дальнейшей самореализации. Формировать личность подростка, должны непосредственные воспитатели – родители и учителя.


Потребность в социальной активности - одна из острейших проблем учеников старшей школы. Социальная активность — это способность человека производить общественно значимые преобразования в социокультурной среде на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, где сущностной характеристикой активности личности выступает активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. Социальная активность – это неотъемлемая часть жизни человека, которая сопутствует его разностороннему развитию. Она превращает человека в личность, она раскрывает его, возможно, скрытые способности, она реализуется в процессе социализации. Социализация – это процесс усвоения и активного воспроизведения человеком соц. опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности. Социализация осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и др.).


Старший подростковый возраст — Это возраст социализации. А так же время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются в младшем подростковом возрасте. Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, которое выделяется как ведущая деятельность этого периода. Желание подростка занять положение, которое удовлетворяет его среди его сверстников, сопровождается повышенным соответствием (стремление индивида ассимилировать нормы и привычки) ценностям и нормам группы сверстников. Для него становится важным:


· умение познакомиться с понравившимся человеком;


· свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы;


· ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, а может высказывать свои мысли и выражать чувства;


· подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим;


· подростку важно, чтобы его форма поведения не была детской;


· "героем" подростка является активный, целеустремленный, успешный человек;


· подросток склонен к мечтанию и фантазированию;


· группе подростков свойственно возникновение кодексов


Формирование личности подростка – процесс сложный и неоднозначный: педагогическое воздействие, как правило, встречается с активным субъектом самовоспитания. Поэтому, строя работу с подростками, чрезвычайно важно понимать, на какие образцы и ценности они ориентируются, что считают важным и значимым. По складу личности подросток – общественник. Ребят привлекает коллективный способ жизни и деятельности, они тянутся к совместной общественно-полезной деятельности, активному участию в жизни коллектива. В любом мероприятии они предпочитают быть деятелями, а не созерцателями, проявлять активность, самостоятельность, инициативу Следовательно, развитие организаторских качеств и способностей подростков в детских общественных объединениях является приоритетным направлением работы. Вот почему очень важно, чтобы в старшем подростковом возрасте перед школьниками уже возникла проблема самоопределения, то есть представление о своем будущем месте в жизни, устойчивый интерес к какой-либо профессии или к какому-нибудь виду деятельности. Именно те школьники, у которых такого рода устойчивые интересы сформировались, достаточно отчетливо представляют себе, к чему они будут стремиться по окончании школы. Они, как правило, отличаются организованностью поведения, постоянно направленного на достижение поставленных целей.


Для изучения социальной активности подростков широко используется метод наблюдения, позволяющий изучить положение ребенка в классе, взаимодействие его со школьным коллективом и обществом в целом. Изучение процесса взаимодействия подростков с социумом позволяет определить степень активности в совместной деятельности между ребенком и его ближайшим окружением. В процессе исследования может использоваться метод тестирования, с помощью которого определится уровень социальной активности учащегося. Эти данные важны для организации профилактических тренингов, предупреждающих социальную неактивность ребенка. Для выбора стратегии диагностики социальной активности важно учитывать следующие виды активности: личностная, игровая, коммуникативная, учебно-познавательная. Исследование проводилось на базе СОШ № 40 и было направлено на определение уровня социальной активности подростков. Выборка исследования составила 30 учеников девятого класса: Уровень социальной активности подростков был изучен с помощью методики «Опросник терминальных ценностей (Отец) И.Г. Сенина». По результатам данной методики нами было выявлено (Рис. 1)





Рисунок 1.


По данным графика видно, что 33 % учащихся девятого класса имеют низкий уровень социальной активности, 46 % — средний уровень, 21 % — высокий уровень. Большой процент учащихся имеет нормальный уровень социальной активности, который свидетельствует о стремлении человека к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми и формированию активной жизненной позиции. Для таких людей, как правило, очень значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто бывают убеждены в том, что самое ценное в жизни — это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Нельзя также проигнорировать, что довольно большой процент испытуемых имеют низкий уровень социальной активности. Низкий уровень стремления к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Как правило, для подростка с низким уровнем социальной активности не очень значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, он часто бывает убежден в том, что общаться и взаимодействовать с другими людьми не самое ценное в жизни. Именно для детей с низким уровнем социальной активности в школе проводится плодотворная работа. Подростки, имеющие низкий уровень социальной активности, нуждаются в разносторонней социально-педагогической помощи. Нужно включать наименее активного подростка в различные виды деятельности, в том числе общественно-полезную.


· участие в олимпиадах для школьников различного уровня, в том числе международного;


· участие в конкурсах и мероприятиях;


· участие в добровольческих мероприятиях совместно с молодежным движением


· организация участия в секциях при школе и кружках по интересам (бассейн, спортзал, прикладные кружки).






Сегодня одним из ярких примеров социальной активности является волонтерское движение, которое включает в себя добровольную деятельность. Волонтёрство или волонтёрская деятельность— это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Волонтерство открывает большие перспективы для его участников, так как они могут проявить себя и реализовать свой потенциал в различных сферах человеческой жизни, например:


· Посадка цветов, газонов, кустов и деревьев;


· Благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;


· Проведение бесед, направленных на профилактику наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа, преступности среди несовершеннолетних;


· Помощь в организации крупных концертов, фестивалей различного рода.


Однако, несмотря на широкий выбор видов деятельности, современные учителя сталкиваются с большими трудностями при организации волонтерских мероприятий. Одним из них является нежелание заниматься этой деятельностью, низкий уровень социальной активности школьников.


Установив цель выяснить причины отсутствия у детей интереса к волонтерству и демонстрируемого ими низкого уровня социальной активности, был проведен опрос среди учащихся 9–11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Центрального образовательного учреждения № , 1 город Тула. Опрос должен был определить процент различных видов нематериальной мотивации потенциального волонтера. Результаты опроса мы отображены графике (Рис.2)





Рисунок 2. Нематериальная мотивация


На основании полученных данных можно заключить, что первостепенным стимулом к социальной активности у школьников служит поиск новых эмоций. Данный вид мотивации выделили 31% учащихся. Помощь людям стала мотивирующим фактором для 19% школьников. Практически то же количество опрошенных, 14%, отдали свой голос за проведение свободного времени с пользой в качестве мотивации волонтера. 12% опрошенных в волонтерской деятельности заинтересованы поиском полезных знакомств и связей с влиятельными людьми. Общественное признание как нематериальную мотивацию выделили 10% старшеклассников. 8% проголосовали за новые знания и опыт, получаемые в процессе участия в волонтерском движении. И лишь 6% опрошенных считают продвижение своих идей мотивирующим фактором.


Данное исследование подтверждает тот факт, что перед педагогом и родителями стоит важная задача познакомить школьников с понятием «волонтерство», с особенностями и спецификой волонтерской деятельности, с примерами проявления активной социальной позиции известными людьми, с перспективами, которые появляются у молодых людей, занимающих активную социальную позицию.


Важно знакомить детей не только с волонтерством, но и с заведениями внешкольного образования.


Заведения внешкольного образования и осуществляемая в них художественно-


творческая деятельность обеспечивают оптимальное развитие социальной


активности обучающихся. Воспитательный потенциал этих заведений переоценить невозможно: в них дети проводят от 4 до 10 часов в неделю на добровольной основе, опираясь на собственный выбор, продиктованный их личными потребностями и интересами.


Попытаемся выяснить, каковы педагогические условия и способы, обеспечивающие эффективность саморазвития у детей и подростков их социальной активности в процессе художественно-творческой деятельности во внешкольных учебных заведениях. Художественно-творческая деятельность, которой занимаются воспитанники заведений внешкольного образования, выступает, с одной стороны, как форма проявления социальной активности личности, с другой - как средство ее воспитания. В этом виде деятельности посредством сопереживания, сопричастности к художественно- историческому опыту и к деятельности других людей в результате фантазии у воспитанника формируется особый уровень миропонимания, отличающийся социальной направленностью, в котором развивается качественно новое самосознание, приверженность к социально значимым ценностям.


Художественно-творческой активность характеризуется в работе как вид социальной активности, направленной на созидание, потребление и донесение до других эстетических ценностей, опредмеченных в продуктах творческой деятельности. Этот вид деятельности - важная сфера проявления многообразия социальных потребностей и активности личности: через художественно-творческую деятельность личность получает выход в широкое социальное пространство, где реализует себя как активный субъект.


Воспитательный потенциал хореографии, музыки, изобразительного, театрального, декоративно-прикладного и других видов искусства дает возможность рассматривать их как важнейшую сферу формирования и проявления художественно-творческой активности, средства самореализации личности и выхода в активную социальную жизнь.


Внешкольное образование, опирающееся на свободный творческий выбор ребенком содержания и программ своего развития, обеспечивает максимальную активность и заинтересованность ребенка в овладении интересующей его творческой деятельностью.


Основными мотивами социальной активности в художественно-творческой деятельности выявлены следующие: получение дополнительных знаний, желание приобщения к искусству, желание общения с единомышленниками, склонность к коллективному художественно-творческому труду, желание делать жизнь других красивой. Анализ показал, что к концу третьего года обучения у воспитанников кружков повышается уровень самосознания, уменьшается необходимость принуждения, выполнения какой-либо деятельности по требованию товарищей или взрослых, повышается самооценка, растет желание быть замеченным, быть полезным обществу.


Сделаем вывод: формирование социальной активности рассмотрено в единстве когнитивного, мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого и практически действенного отношения к социально-значимой деятельности, так как личность не формируется по частям, и ее целостность характеризуется не просто "набором" социальных ролей или видов деятельности, в которых она чувствует себя компетентной, а именно совокупностью этих проявлений. В кружковых коллективах школы или комплекса художественно-творческой направленности решение этой проблемы как условия воспитания социальной активности достигается благодаря высокому профессионализму педагогов и всем многообразием гибких педагогических технологий.






Литература


1. Андреева Г.М. Социальная психология/ Г.М. Андреева – М.:Наука,1994.- 375с.


2. Бехтерев В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания: Учеб. пособие. – Красноярск: КГУ, 1996 – С. 140.


3. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006.


4. Иванов А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: , 2013. — 329 с.


5. Социальная педагогика. Словарь (А-О) / Автор составитель Мардахаев Л.В. — М: УЦ Перспектива, 2011. — 244с.


6. Иванов А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: , 2013


7. Каргина М. Проблемы социализации подростка. //Воспитание школьников -2003. - №4 С. 10-14.


8. Педагогический словарь /Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Полезные советы